***    Ќа главную  |   Ќовости  |   ќтзывы  |   ќбратна€ св€зь
»м€ (login)
ѕароль
–егистраци€ | «абыл пароль?
«апомнить мен€   


ѕоследние фото:
Ќедавно зарегистрированы:

ѕќ—≈“»“≈Ћ»:

Leonid
Ќатус€
кинологический клуб фаворит

—ќЅј »:

Ќјќћ» — ÷ј–— ќ√ќ ‘ќ–ѕќ—“ј
Ќемецка€ овчарка,
1 гр. FCI
сука, чепрачный, ( арина CCK037604 X јдмирал RKF2485951), зав. √орбунова —.¬, вл. „иликин Ќ ј
јЋ№“
Ќемецка€ овчарка,
1 гр. FCI
кобель, черно-подпалый, зав. ппп, вл. √ригорий «айцев
—ейчас на сайте:
—ейчас на сайте:51
«арегистрированных:0
√остей:51

ƒрессировка и спорт

рефлексы и раздражители.“ипы ¬Ќƒ
5 марта 2010 года • • 6913 просмотра • комментариев 0

ƒрессировка (от французского слова dresser Ц выправл€ть, обучать) Ц это процесс выработки у собаки комплекса условных рефлексов (навыков), необходимых дл€ управлени€ ее поведением.  ак правило, это выполнение определенных действий по команде или жесту дре

–ефлексы и раздражители

ƒрессировка (от французского слова dresser – выправл€ть, обучать) – это процесс выработки у собаки комплекса условных рефлексов (навыков), необходимых дл€ управлени€ ее поведением.  ак правило, это выполнение определенных действий по команде или жесту дрессировщика. ƒрессировка – это сложный, многогранный процесс, требующий глубоких профессиональных знаний, интуиции, опыта, творческого подхода и, в не меньшей степени таланта дрессировщика. „тобы научить собаку выполн€ть требуемые от нее действи€, дрессировщик должен знать строение и функции нервной системы собаки, основы учени€ о высшей нервной де€тельности (¬Ќƒ).

ѕоведение собаки носит рефлекторный характер, т.е. складываетс€ из бесконечного множества ответных реакций на внешние и внутренние раздражители. ‘ормы поведени€ животного обусловлены его внутренней природой, включающей и механизмы избирательной активности в ходе взаимодействи€ с внешней средой. ¬ основе высшей нервной де€тельности лежит взаимодействие безусловных и условных рефлексов.

–ефлекс – это ответна€ реакци€ организма на раздражение, осуществл€ема€ через центральную нервную систему. ѕуть, по которому провод€тс€ импульсы возбуждени€ от рецепторов до коры головного мозга, называетс€ рефлекторной дугой. –азличают безусловные и условные рефлексы.

Ѕезусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, €вл€ющиес€ фундаментом высшей нервной де€тельности животного. —формированные в процессе эволюции, они обеспечили животным приспособление и выживание. —овокупность сложных безусловных рефлексов, про€вл€ющихс€ при определенных услови€х на специфические раздражители называетс€ инстинктом.

ќсновными безусловными рефлексами €вл€ютс€:

ѕищевой рефлекс. ѕро€вл€етс€ с момента по€влени€ щенка на свет, когда он начинает сосать мать, в его основе заложена естественна€ потребность собаки в пище. ѕод воздействием пищевого рефлекса животные могут создавать запасы еды. ѕищевой рефлекс €вл€етс€ ведущим фактором поведени€ собак и широко используетс€ в дрессировке.

ќриентировочный рефлекс – реакци€ собаки на каждое новое дл€ нее €вление. ¬ любых услови€х обитани€, познава€ окружающий мир, все животные посто€нно наход€тс€ под его вли€нием. ќриентировочный рефлекс широко используетс€ в дрессировке собак.

ќборонительный рефлекс – это естественный рефлекс самозащиты, который внешне может про€вл€тьс€ в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. ¬ период условно-рефлекторной адаптации щенков уже заметно различие в поведении – одни реагируют на незнакомые раздражители, пуга€сь и пр€чась, другие – настораживают уши и пытаютс€ исследовать незнакомый объект.

¬зросла€ собака при про€влении активно-оборонительной реакции принимает угрожающую позу, поднимает голову и хвост, грозно рычит. ѕассивно-оборонительна€ реакци€ выражаетс€ в оцепенении, угнетенном состо€нии, пугливости, иногда в бегстве от опасности.

ѕоловой рефлекс биологический инстинкт размножени€, нередко подавл€ющий другие рефлексы. ¬ период течки суки могут отказыватьс€ от еды, в значительной степени у них угасают условные рефлексы.  обели зачастую выход€т из подчинени€, убегают за течкующими суками. „резмерно выраженный половой рефлекс затрудн€ет дрессировку собаки.

ѕомимо этих, основных, к безусловным рефлексам относ€тс€: сторожевой рефлекс, игровое поведение, подражательное поведение, стайный рефлекс, рефлекс доминировани€, материнский инстинкт и некоторые другие.

”словные рефлексы, в отличие от безусловных (врожденных), образуютс€ в процессе жизни животного и обозначаютс€ по названию безусловных рефлексов, на базе которых они выработаны: пищевой, оборонительный, ориентировочный. ќни €вл€ютс€ формой про€влени€ высшей нервной де€тельности. ѕри образовании условного рефлекса происходит замыкание между центром, воспринимающим возбуждение и двигательным центром в коре головного мозга. ќбратна€ св€зь – это нервные импульсы, идущие от рецепторов рабочего органа в центральную нервную систему. ќни возникают в рецепторах, воспринимающих результат действи€. Ѕлагодар€ обратной св€зи нервна€ система контролирует результаты рефлекторной де€тельности органов. ќтсутствие правильного результата приводит к тому, что рефлекс не заканчиваетс€. ѕопытки повтор€ютс€ до выработки нужного эффекта. ќбратна€ св€зь €вл€етс€ последним звеном рефлекса. Ѕез нее животное не могло бы приспосабливатьс€ к измен€ющимс€ услови€м внешней среды.

”словные рефлексы подраздел€ютс€ на натуральные и искусственные. ¬ первом случае условные рефлексы вырабатываютс€ при помощи естественных свойств безусловных раздражителей (запах и вид пищи, механические раздражители и т.д.). ¬ данном случае условные рефлексы быстро вырабатываютс€ и стойко удерживаютс€. Ќапример, вид и запах косточки вызывает рефлекс ее охраны. ¬о втором случае условные рефлексы вырабатываютс€ при сочетании двух различных раздражителей, например рефлекс выработки навыка посадки на команду "—идеть" при помощи кусочка лакомства и механического нажати€ на круп. —ущность дрессировки – это выработка у собаки целого р€да простых и сложных условных рефлексов, их систем, образующих навыки. ѕо мере выработки навыков необходимо их закрепление и усовершенствование.

ƒл€ выработки у собаки того или иного навыка необходим комплекс целенаправленных воздействий на нее раздражител€ми. –аздражители – это различные средства воздействи€ на органы чувств собаки, вызывающие в них нервные раздражени€, передаваемые в центральную нервную систему. »звестно, что у собаки имеетс€ п€ть органов чувств (зрение, обон€ние, ос€зание, слух и вкус). ¬оздействие на любой из этих органов вызывает возбуждение соответствующих рецепторов, а сами действующие начала по отношению к органам чувств €вл€ютс€ раздражител€ми. Ќапример, свет действует на органы зрени€, звук – на органы слуха, запах – на органы обон€ни€. –аздражители бывают сильными и слабыми. —ильные раздражители оказывают повышенное воздействие на нервную систему собаки, слабые – незначительно возбуждают или тормоз€т ее. –аздражители бывают безусловными, условными и индифферентными.

Ѕезусловными называютс€ такие раздражители, воздействие которых приводит к адекватной (соответствующей данному раздражителю) ответной реакции без предварительного обучени€. Ќапример, выделение слюны при попадании пищи в рот. Ѕезусловный раздражитель вызывает про€вление безусловного рефлекса.

”словными называют такие раздражители, действие которых вызывает неадекватную реакцию, про€вл€ющуюс€ в процессе обучени€. ”словные раздражители, примен€емые при дрессировке, дел€тс€ в основном на звуковые и зрительные. ƒействие условного раздражител€ (команда, жест) про€вл€етс€ лишь при определенных услови€х.

»ндифферентными называютс€ раздражители, которые не вызывают никакой реакции у собаки. »ногда такими раздражител€ми станов€тс€ часто повтор€емые команды – собака перестает на них обращать внимание.

¬ процессе дрессировки человек подает собаке различные сигналы (команды, жесты), которые на начальном этапе €вл€ютс€ дл€ нее индифферентными раздражител€ми, не вызывающими какой-либо реакции. «адача дрессировщика состоит в том, чтобы индифферентный раздражитель превратить дл€ собаки в условный, использу€ при этом безусловные раздражители. Ћюбой звук или жест дрессировщика на начальном этапе обучени€ вызывает у собаки ориентировочный безусловный рефлекс, который подготавливает мозг животного к возможным соответствующим реакци€м на эти раздражители и облегчает образование условного рефлекса.

”словный рефлекс можно выработать на простой (одиночный) и сложный (комплексный) раздражители. ѕростой раздражитель – это единственный сигнал (чаще всего – команда), комплексный раздражитель – это сочетание команды с жестами, действи€ми, мимикой дрессировщика. ¬нешний вид, одежда, запах дрессировщика также €вл€ютс€ составл€ющими комплексного раздражител€. — самого начала условный рефлекс легче вырабатываетс€ на простой раздражитель, однако практически невозможно исключить вли€ние посторонних раздражителей.

¬ зависимости от особенностей нервной системы одни собаки сравнительно легко, без особых усилий, выдел€ют из всего комплекса основной раздражитель и реагируют на него, другие, напротив, очень быстро св€зывают весь комплекс раздражителей в одно целое с образованием ситуационного рефлекса, в котором отдельные компоненты, в том числе и команда не имеют столь существенного значени€. ¬о избежании этого при дрессировке собак следует соблюдать следующие услови€:

– на начальном этапе дрессировки комплекс раздражителей должен быть сведен к минимуму;

– комплекс раздражителей, используемых дрессировщиком должен быть все врем€ различным (место проведени€ зан€тий, ситуации, одежда дрессировщика), но в неизменном виде должен присутствовать основной раздражитель – команда (стандартное слово, интонаци€, ударение);

– следует об€зательно подкрепл€ть основной условный раздражитель безусловным, в то врем€, как другие раздражители оставл€ютс€ без подкреплени€. ќсобое значение имеет быстрота подкреплени€ команды – чем быстрее вс€кий раз вы будете заставл€ть собаку выполнить команду, подкрепл€€ ее действием, тем быстрее и четче будет вырабатыватьс€ условный рефлекс на данную команду.

“ипы высшей нервной де€тельности (¬Ќƒ)

–азличи€ в поведении собак завис€т от основных физиологических процессов центральной нервной системы, от их силы, равновеси€ и быстроты смены одного другим. ќсновными процессами высшей нервной де€тельности собак €вл€ютс€ процессы возбуждени€ и торможени€, которые наход€тс€ в посто€нном движении и взаимодействии, определ€€ поведение животного в окружающей среде. ¬ поведении собаки одни рефлексы про€вл€ютс€ сильнее, другие слабее, что зависит от наследственных особенностей и условий содержани€ и выращивани€ животного.

јкадемик ».ѕ. ѕавлов определил четыре основных типа высшей нервной де€тельности собаки: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. ¬ насто€щее врем€ в данную классификацию внесены некоторые изменени€, но суть остаетс€ неизменной.

—хема основных типов высшей нервной де€тельности (¬Ќƒ) у собак

“ип ¬Ќƒ

—войства нервных процессов

(возбуждени€ и торможени€)

“емперамент

—ила

–авновесие

ѕодвижность

ѕодвижный

—ильные

”равновешенные

ѕодвижные

—ангвиник

Ѕезудержный

—ильные

Ќеуравновешенные

ѕодвижные

’олерик

—покойный

—ильные

”равновешенные

ћалоподвижные

‘легматик

—лабый

—лабые

Ќеуравновешенные

ћалоподвижные

ћеланхолик

—ангвиники. —обаки подвижного типа, обладают спокойными реакци€ми на окружающую обстановку, они уравновешенны и общительны. ѕроцессы возбуждени€ и торможени€ наход€тс€ в равновесии, легко смен€ютс€ один другим. ”словные рефлексы у них вырабатываютс€ сравнительно быстро и удерживаютс€ прочно. ƒрессируемость – легка€, работоспособность – высока€.

’олерики. —обаки безудержного типа – энергичные и, как правило, агрессивные. ” них преобладают процессы возбуждени€, хуже про€вл€ютс€ процессы торможени€. —обаки этого типа быстро усваивают команды, требующие возбуждени€ нервной системы и значительно хуже – команды, требующие торможени€. Ќо они обладают стойкостью и выносливостью в работе.

‘легматики. —обаки спокойного типа, обладают невысокой активностью, малоподвижны. ” них замедленна€ смена процессов возбуждени€ и торможени€, но при общей медлительности, они достаточно работоспособны и выносливы.

ћеланхолики. —обаки слабого типа, со слабыми процессами возбуждени€ и торможени€. Ёти собаки, как правило, трусливы, плохо дрессируютс€, их рабоча€ производительность низка€.

ћетоды дрессировки

—уществует несколько методов дрессировки собак, наиболее часто используемые из которых:

ћеханический метод основан на подкреплении условного раздражител€ (команды, жеста) механическим или болевым воздействием – рывком поводка, нажимом, шлепком. — помощью этих воздействий у животного вызываютс€ нужные дл€ дрессировщика действи€. ѕри механическом методе можно добитьс€ безотказного выполнени€ собакой команд, но он применим только к сильным, уравновешенным собакам. √лавный недостаток этого метода в том, что в результате сильных раздражителей нарушаетс€ контакт дрессировщика с собакой.

¬кусопоощрительный метод основан на применении лакомства, с помощью которого от собаки добиваютс€ нужного действи€. ѕри этом методе легко устанавливаетс€ контакт дрессировщика с собакой и быстро образуетс€ вырабатываемый у нее условный рефлекс. Ќедостаток этого метода в том, что он не обеспечивает безотказности в работе собаки.

 онтрастный метод €вл€етс€ сочетанием двух предыдущих методов. ƒейству€ механическим раздражителем и показыва€ собаке лакомство, добиваютс€ от нее нужных действий, которые поощр€ютс€ дачей лакомства.  онтрастный метод объедин€ет положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов, это основной и наиболее распространенный метод дрессировки.

ѕодражательный метод распространен в некоторых видах специальной дрессировки, например – пастушьей, караульной службах. ѕри этом методе в работе обученных взрослых животных участвуют щенки, которые быстро перенимают навыки взрослых собак.

ќсновные правила дрессировки

1. ѕри дрессировке собак используютс€ определенные, нормативные команды, произношение которых нельз€ мен€ть по своему усмотрению. —ледует также строго соблюдать интонацию голоса при подаче различных команд: приказных – спокойным, но строгим тоном, поощрительных – ласковым, бодрым тоном, запрещающих – угрожающим, настойчивым.

2. Ќемаловажное значение имеют движени€ и жесты дрессировщика, €вл€ющегос€ дл€ собаки сильным раздражителем. ≈го поведение должно быть уверенным и спокойным. Ќедопустимы порывистые, резкие движени€, топань€ ногой, замахи.

3. ѕри отработке любого навыка необходимо следовать основному правилу дрессировки – условный раздражитель (команда, жест) всегда должен на 1-2 секунды предшествовать безусловному раздражителю (действи€ дрессировщика, способствующие выполнению собакой данной команды).

4. Ќа начальном этапе обучени€ за правильно выполненной командой об€зательно должно следовать поощрение собаки лакомством, поглаживанием, ласковой интонацией.

5. ¬ процессе дрессировки внимательно следить за состо€нием здоровь€ собаки, ее заинтересованностью работой.  атегорически запрещаетс€ заниматьс€ дрессировкой с больными собаками, течкующими и щенными суками.

6. ¬ процессе зан€тий периодически следует предоставл€ть собаке отдых, свободу движений, играть с ней. „етко разграничивать своим поведением рабочее и свободное состо€ние собаки.

7. —ледует посто€нно разнообразить места и врем€ зан€тий, наличие посторонних раздражителей, одежду дрессировщика, последовательность выполнени€ команд.

8. ƒо того момента, пока навыки окончательно не выработаны, заниматьс€ с собакой должен только один человек.

8. Ћучшее врем€ дл€ зан€тий дрессировкой – утром или вечером до кормлени€ собаки, идеальна€ температура воздуха – 12-15 о тепла, без осадков и резкого ветра.

¬иды дрессировки немецкой овчарки

¬ насто€щее врем€ существует множество видов дрессировки немецкой овчарки – породы, котора€ была и остаетс€ наиболее попул€рной и распространенной из всех служебных пород. ¬се виды дрессировки можно условно объединить в четыре группы:

“естова€ дрессировка.

“естова€ дрессировка собак, €вл€€сь одним из критериев отбора в разведение, изначально преследует цель вы€влени€ психических, умственных и физиологических качеств животных и их соответстви€ свойствам данной породы. ѕодготовка и испытани€ собак по этим программам вы€вл€ют комплекс многих, наследственно обусловленных, качеств собаки, как например, острота обон€ни€ и способность к следовой работе, контактность собаки и ее рабоча€ производительность, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, смелость, отвага и готовность к схватке с противником. Ёто не значит, что собака, прошедша€ курс нормативной дрессировки и сдавша€ испытани€ сможет в реальных услови€х работать по розыскной или защитной службе. Ќо, правила испытаний таковы, что они гарантируют наличие у собаки необходимых дл€ этого качеств, позвол€ющих в случае необходимости пройти курс специальной (профессиональной) дрессировки, обучив собаку реальной работе по следу или защите хоз€ина.

—портивна€ дрессировка.

ѕо сути дела то же, что и тестова€, но с более высокими требовани€ми к психике, характеру и рабочим качествам собаки. ¬ отличии от тестовой, имеет цель подготовки собаки к спортивным соревновани€м.

Ќаиболее попул€рны из числа прин€тых в странах-членах FCI следующие виды спортивной дрессировки: международна€ программа испытаний (IPO), испытани€ защитной собаки (SchЌ или VPG), испытани€ следовой собаки (FЌ).

—пециальна€ (профессиональна€) дрессировка.

Ќемецкие овчарки используютс€ в самых разнообразных видах служб во всех странах мира. ќни работают в полиции и различных ведомствах как розыскные, караульные, патрульно-постовые собаки, используютс€ дл€ поиска наркотиков и взрывчатки. Ёто незаменимые пастушьи собаки и проводники слепых. —пециальна€ дрессировка пользовательских собак проводитс€, как правило, в ведомственных питомниках и имеет цель максимально раскрыть их природные особенности. Ќередко и при разведении таких собак единственным критерием отбора €вл€етс€ наследственна€ предрасположенность к выполнению определенной работы. ƒрессировкой пользовательских собак занимаютс€ профессиональные дрессировщики.

—оциальна€ (адаптационна€) дрессировка.

—уществует различие в дрессировке собак дл€ специальных целей и обучении дл€ практического применени€ в обычной жизни. Ѕольшинство немецких овчарок содержатс€ собаководами-любител€ми в городских услови€х, и они должны быть адаптированы к этим услови€м. √ородска€ собака должна быть воспитанной, легко управл€емой, социально безопасной, своим поведением она не должна создавать каких-либо проблем ни владельцу, ни окружающим. ƒл€ воспитани€ таких собак существуют различные программы – городска€ собака (√—), общий курс послушани€ (ќ ѕ), общий курс дрессировки (ќ ƒ). ѕодготовка собак по этим программам осуществл€етс€ в различных кинологических клубах и обществах. «ан€ти€ провод€тс€ в группах под руководством инструктора или частными дрессировщиками в индивидуальном пор€дке.

Ћюбительска€ (неформальна€) дрессировка.

ћногие владельцы собак, име€ просто домашних любимцев, не утруждают себ€ дрессировкой по определенным программам. »х вполне устраивает просто воспитанна€, легко управл€ема€ собака, выполн€юща€ минимальные требовани€ хоз€ина, умеюща€ по команде подавать лапу, приносить тапочки, реагировать на звонок в дверь.

Ћюдмила јрхангельска€

»з книги "–азведение и выращивание немецкой овчарки"

CopyToBlog  опировать в блог DiscussNews  омментарии –Т–µ—А—Б–Є—П –і–ї—П –њ–µ—З–∞—В–Є ¬ерси€ дл€ печати
ќ—Ќќ¬џ ƒ–≈——»–ќ¬ » —ќЅј 
ќсновные правила дрессировки
10 основных правил в дрессировке, которые помогут при обучении собаки дл€ достижени€ контакта и взаимопонимани€
4 феврал€ 2010 года • • комментариев 0
    Ќа главную  |   Ќовости  |   ќтзывы  |   ќбратна€ св€зь  
     
—оздано: –ѕј 5-й элемент, хостинг: www.e-taraz.kz